Сейчас это мейнстрим. Зачем это компаниям? Есть ли какие-то исследования, как это влияет на результаты компании?
Да, действительно, в корпоративном мире сейчас только ленивый не говорит о благополучии сотрудников. Как только поняли, что счастливый сотрудник работает лучше, чем несчастливый, начались интенсивные попытки «налаживать» благополучие сотрудников на рабочих местах. Энтузиазм, с которым компании погрузились в эту тему порой зашкаливает. Мы как будто бы входим в эру wellbeing бума.
Многие менеджеры организаций превратились в проповедников, которые курсируют от конференции к конференции и рассказывают, как важно благополучие и что они делают в своих организациях. На различных мероприятиях посвященных благополучию сотрудников можно услышать: а мы включаем музыку по утрам, а мы режем лимон, а мы раздаем витамины, а мы ходили в поход, а мы предлагаем бесплатный кислородный коктейль, установили капсулу для сна и т.д. Все это в целом неплохие инициативы, но какое отношение они имеют к благополучию жизни человека? На мой взгляд, собственно, почти никакого. 2020 год четко показал, что все эти хотя и приятные инициативы, оказались абсолютно бесполезны в режиме удаленной работы. А режим повышенной экономии в компаниях тут же частью этих инициатив пожертвовал.
Отсутствие понимания сути вопроса привело к различного рода искажением понятия wellbeing и нелепым инициативам. Люди, которые зачастую об этом говорят, никакого профессионального отношения к теме благополучия не имеют, а вынуждены заниматься этим по назначению. Уверен, что нам нужен переход на другой уровень дискуссии. Жизненное благополучие человека — это сложная тема, основанная на хорошем понимании психологии человека, требующая высокой компетентности и аккуратности, ведь речь идет о качестве жизни людей. Необходим по-настоящему профессиональный подход к этой теме. Нужен переход от предложения того, что кажется полезным, к тому, что человеку действительно поможет сделать шаг к своему жизненному благополучию.
Еще раз обозначу - возрастающий интерес к теме благополучия (wellbeing) является попыткой корпоративного мира ответить на вопрос: «как лучше всего жить?». Но я не уверен, что корпоративный мир способен ответить на него.
Дело в том, что история жизненного благополучия насчитывает тысячелетия. С древних времен мудрецы, философы, мыслители пытались раскрыть эту тему. Существовали целые профессии, которые обслуживали благополучие людей: врачи, священники, философы, изобретатели, ученые и т.п. Появлялись различные подходы, модели и концепции, в различных областях науки. Но сейчас корпорации, как будто, термин благополучия изобретают заново. И, в целом, их можно понять. Работодатели, которые гордятся тем, что предлагают конкурентоспособную зарплату, комфортное, удобное место работы и широкий перечень льгот, понимают, что этого становится уже недостаточно для привлечения и удержания лучших талантов. Сотрудники различных профессий и должностей уходят из своих компаний в поисках более благополучной жизни.
Сейчас уже накопилась внушительная исследовательская база, данные которой свидетельствуют о том, что компаниям выгодно вкладываться в благополучие сотрудников. Вообще, у меня есть целая презентация на эту тему для компаний. Помимо двух исследований, которые я приводил в ответе на первый вопрос, сошлюсь еще на несколько.