Благополучие (wellbeing)
Зачем, что и как?
Интервью со-основателя ProWellbeing Academy Рау Александра (Часть 1)
Ты давно занимаешься wellbeing (благополучием) расскажи, что это такое? 

Действительно давно. Первые программы по этой теме я начал проводить уже в далеком 2011 году. В то время для компаний это направление было скорее экзотикой, но многие уже тогда начинали понимать простой тезис: бизнес лежит на плечах людей. Это значит, что они и есть главный капитал, от которого зависит благополучие самого бизнеса, общества и мира в целом. Сотрудники, живущие содержательной, осмысленной и сбалансированной жизнью приносят гораздо больше пользы своим компаниям. В том или ином виде, это подтверждается многочисленными исследованиями. Например, в работах Christensen, (2017); DiMaria, Peroni, & Sarracino, (2019), утверждается, что «Благополучие сотрудников определяет более высокий уровень продуктивности…», а у Frey BS, Stutzer A., (2002) подчеркивают: «Люди с высоким уровнем благополучия более продуктивны на работе».
Если давать простое определение, то благополучие относится к общей оценке того, как идут дела.

Повседневные вопросы «Как поживаешь?», «Как твои дела?», которые мы задаем друг другу подразумевают ответ, затрагивающий то, как мы думаем о состоянии нашей жизни в целом. Вообще, в разных областях науки существует множество попыток дать определение этому феномену. Одним из парадоксов, подчеркивающих, что единой концепции wellbeing в данный момент не существует, является факт, что в специализированной литературе можно встретить два варианта написания well-being и wellbeing. Полностью согласен с высказыванием McGillivray m. & Clarke m., (2006) о том, что «Благополучие человека - неоднозначный концепт. У него нет универсального общепринятого определения, но при этом существует множество, зачастую конкурирующих, интерпретаций». Получается, тема непростая, достаточно запутанная и, в то же время, глубокая и очень важная. Но, на мой взгляд, нужно определяться с концепцией, особенно тем, кто так или иначе занимается. Потому что то, как мы определяем благополучие будет влиять на то, что мы делаем или не делаем для его улучшения. 
Я определился и в своих программах исхожу из нескольких тезисов:
  1. WELLBEING или жизненное благополучие – это менталитет, мировоззрение, жизненная философия и культура отдельно взятого человека или целой организации.
  2. WELLBEING – это, в первую очередь, психологический феномен. Это психологическая конструкция, связанная не с тем, что люди имеют или что с ними происходит в жизни, а с тем, как они думают и чувствуют, относительно того, что у них есть и что с ними происходит.
  3. WELLBEING — это дело личное, индивидуальное, субъективное. Благополучие в первую очередь связано со степенью удовлетворения наших ожиданий, мечтаний и стремлений, а они абсолютно уникальны для каждого человека.
  4. WELLBEING — это устойчивость жизни человека в целом. Другими словами, это о том, насколько человек хорошо знает и распоряжается своими ресурсами для того, чтобы справляться с происходящими ситуациями, трудностями, конфликтами и вызовами в разных сферах жизни.
Сейчас это мейнстрим. Зачем это компаниям? Есть ли какие-то исследования, как это влияет на результаты компании?

Да, действительно, в корпоративном мире сейчас только ленивый не говорит о благополучии сотрудников. Как только поняли, что счастливый сотрудник работает лучше, чем несчастливый, начались интенсивные попытки «налаживать» благополучие сотрудников на рабочих местах. Энтузиазм, с которым компании погрузились в эту тему порой зашкаливает. Мы как будто бы входим в эру wellbeing бума.

Многие менеджеры организаций превратились в проповедников, которые курсируют от конференции к конференции и рассказывают, как важно благополучие и что они делают в своих организациях. На различных мероприятиях посвященных благополучию сотрудников можно услышать: а мы включаем музыку по утрам, а мы режем лимон, а мы раздаем витамины, а мы ходили в поход, а мы предлагаем бесплатный кислородный коктейль, установили капсулу для сна и т.д. Все это в целом неплохие инициативы, но какое отношение они имеют к благополучию жизни человека? На мой взгляд, собственно, почти никакого. 2020 год четко показал, что все эти хотя и приятные инициативы, оказались абсолютно бесполезны в режиме удаленной работы. А режим повышенной экономии в компаниях тут же частью этих инициатив пожертвовал.

Отсутствие понимания сути вопроса привело к различного рода искажением понятия wellbeing и нелепым инициативам. Люди, которые зачастую об этом говорят, никакого профессионального отношения к теме благополучия не имеют, а вынуждены заниматься этим по назначению. Уверен, что нам нужен переход на другой уровень дискуссии. Жизненное благополучие человека — это сложная тема, основанная на хорошем понимании психологии человека, требующая высокой компетентности и аккуратности, ведь речь идет о качестве жизни людей. Необходим по-настоящему профессиональный подход к этой теме. Нужен переход от предложения того, что кажется полезным, к тому, что человеку действительно поможет сделать шаг к своему жизненному благополучию.
Еще раз обозначу - возрастающий интерес к теме благополучия (wellbeing) является попыткой корпоративного мира ответить на вопрос: «как лучше всего жить?». Но я не уверен, что корпоративный мир способен ответить на него.

Дело в том, что история жизненного благополучия насчитывает тысячелетия. С древних времен мудрецы, философы, мыслители пытались раскрыть эту тему. Существовали целые профессии, которые обслуживали благополучие людей: врачи, священники, философы, изобретатели, ученые и т.п. Появлялись различные подходы, модели и концепции, в различных областях науки. Но сейчас корпорации, как будто, термин благополучия изобретают заново. И, в целом, их можно понять. Работодатели, которые гордятся тем, что предлагают конкурентоспособную зарплату, комфортное, удобное место работы и широкий перечень льгот, понимают, что этого становится уже недостаточно для привлечения и удержания лучших талантов. Сотрудники различных профессий и должностей уходят из своих компаний в поисках более благополучной жизни. 

Сейчас уже накопилась внушительная исследовательская база, данные которой свидетельствуют о том, что компаниям выгодно вкладываться в благополучие сотрудников. Вообще, у меня есть целая презентация на эту тему для компаний. Помимо двух исследований, которые я приводил в ответе на первый вопрос, сошлюсь еще на несколько.
Иначе говоря: хорошее благополучие – хороший бизнес!
  • Исследование, проведенное Gallup, показало, что компании с высоким уровнем благополучия сотрудников имеют на 27% более высокие показатели прибыльности (Gurdeep Singh, Milan, and Rashid Zana, 2024)
  • Коллеги из Лондонской школы экономики в сотрудничестве с Gallup провели исследование, охватившее 1,8 миллиона сотрудников в 73 странах, и пришли к выводу, что высокий уровень благополучия работников напрямую коррелирует с повышением производительности, удовлетворенности клиентов бизнеса и прибыльности (Lisa Monroe, 2024)
  • Тематические исследования в отчете Global Council for Happiness and Wellbeing за 2019 год показали, что организации предлагающие сотрудникам программы благополучия добиваются улучшения финансовых результатов и текучести кадров (Christian Krekel, George Ward, and Jan-Emmanuel De Neve, 2019)
  • Психологическое благополучие приводит к положительным экономическим результатам (Ed Diener, Oishi, and Lucas, 2003)
Made on
Tilda